История
ХИП-ХОПа
Всякая субкультура начинается с имени. Битники, хиппи, панки, растаманы,
даже русские нигилисты прошлого века - все осознавали себя движением
лишь после того, как обыватели нарекали их какой-нибудь оскорбительной
кликухой. Это естественный ритуал - в Африке младенец не считается
человеческим существом, пока община не даст ему имя.
(В САМЫХ КОРНЯХ)
И вот Кул Херк придумал словечко "b-boys". Его оригинальное
содержание было невинным, но общество, как всегда, расшифровало по-своему,
восприняв молодую дискотечную поросль как "bad boys" - "хулиганье".
Их подружек обыватели окрестили "flygirls" - "мушки",
смазливые, броско одетые уличные девки, что-то типа одесской "марухи"
или "шмары". Как всегда бывает, молодежь гордо подняла эти
погонялки на знамя - и культура хип-хоп вылупилась на свет.
А подоплека была такая: Кул Херк перебрался в Бронкс с Ямайки - и
принес с собой традицию кингстонских уличных танцулек, на которых
DJ крутит пластинки с рэггей-минусовкой, а поэты в живую начитывают
речитатив. Но главное было не в музыке, а в уличности, независимости
этих мероприятий и ведущей роли ди-джея. До того американский DJ был
бесцветной наемной лошадкой в больших клубах и ставил то, что хотят
хозяева - а они любили нудную белую попсу. На Ямайке же DJ был королем,
хозяином саунд-системы - музыкальной студии, вокруг которой вертелась
вся молодежная жизнь. Он сам устраивал па-ти, давал микрофон в руки
уличных поэтов или лично прогонял пламенные раста-телеги. Кул Херк
открыл в нью-йоркских гетто эру дешевых подпольных вечеринок. Не то
чтобы в Нью-Йорке все были такие тупые, что сами додуматься не могли
(запевалами нового движения были также Pete DJ Jones, DJ Hollywood,
Eddie Cheeba, "Love Bug" Starski и прочие местные братья)
- просто Кул Херк вовремя оказался там, где его ждали. Черные и пуэрториканские
подростки сотнями набивались в подвалы и заброшенные дома, где проводились
самопальные пати, толпились у дверей клубов, где играли их любимые
ди-джеи. Собственно, там и родилась как таковая клубная культура.
Кул Херк первым притащил на вечеринку две вертушки и начал пускать
музыку нонстопом. Для этого пластинки пришлось сводить - DJ стал творцом,
артистом, харизматическим лидером. Вскоре его стали величать MC ("master
of ceremonies" - "церемониймейстер"). И хотя словцо
было взято из телевизора, где оно при-менялось к местным Якубовичам,
фанаты Кул Херка вернули ему древнюю сакральную торжественность.
Для черной общины все это было культурной революцией. До хип-хопа
организующим началом, глашатаем и правительством негритянских гетто
были черные радиостанции. На самом деле, это было очень хорошее радио,
не хуже армянского. Мы, привыкшие к казенным радиоточкам и заводным
FM-попугаям, о таком не слыхали. Это были маленькие станции, жившие
одной жизнью с гетто, обсуждавшие всамделишные разборки, крутившие
любимую музыку и, главное, поддерживавшие некий местный климат, заставлявший
людей чувствовать себя дома. По сути, они и делали гетто общиной.
Радио ди-джей назывался "griot" - "рассказчик",
его истории были культурной пищей сообщества. (Он был чем-то вро-де
сказочника - специального человека, имеющегося в каждой африканской
деревне: по ве-черам он пересказывает односельчанам вечные мифы, объясняющие
законы их жизни, - и в спорах, сопровождающих каждый такой рассказ,
осязается людская сопричастность.)
Телевидение или крупные станции могли быть популярнее в гетто, чем
местное радио, но верила черная публика своему гриету. Так что, когда
вожди народа вроде Мартина Лютера Кинга хотели донести что-нибудь
до негров на местах, они писали обращение к ди-джеям. А фанк-звезды,
начиная с Джорджа Клинтона, чтобы подчеркнуть общинность своей музыки,
стилизовали альбомы под радиопередачи. (Потом это стало общей модой
- даже наш Гребенщиков, не подозревая о первичном смысле приема, записывал
между песнями эф-фектные радиошумы...)
Так было до начала 70-х, когда душевный мир черного радио стал разваливаться.
Черные станции, добившись долгожданного равноправия и признания со
стороны белых, на-чали хорошо зарабатывать на рекламе, богатеть и
ориентироваться на среднестатистического слушателя. В эфире застучало
белое диско. Гриеты еще плели свои россказни, но развитие остановилось
- и слушали их только старики-перентсы. А молодежи все это уже стало
казаться надоедливой банальностью. Она осталась одна.
Тут-то и появился Кул Херк со своими маевками. Он крутил родной черный
фанк типа Джеймса Брауна или "Sly & Family Stone", соул
и ритм-н-блюз. Вскоре для удобства танцоров он начинает повторять
инструментальные перерывы (брейки) между куплетами и иг-рать каждый
брейк минут по десять. В это время публика расступалась, и крутые
плясуны по очереди показывали сверстникам кто есть кто. Их-то Кул
Херк и прозвал бибоями. Сам танец, соответственно, получил имя "break-dance".
Году к 1972-му b-boys и flygirls стали оформленным движением - со
своей музыкой, одеждой и оторванным, бесшабашным стилем жизни. Десятилетие
спустя этот стиль был заснят в наивном, но культовом фильме "Beatstreet":
малолетние негритята и латиносы живут чертте где, тусуются по каким-то
зимним нью-йоркским помойкам, пар изо рта идет, воровато встряхивают
свои баллончики, чтобы заграфитить очередную стенку или машину, гоняют
друг перед другом детские панты - и беспрерывно танцуют...
Легендарный отец панка Малькольм Макларен, первым из белых продюсеров
обративший внимание на молодое брейкерское племя, описывал ту атмосферу
довольно красноречиво: "Однажды в Нью-Йорке я увидел большого
черного человека, который прогуливался в майке "Never Mind The
Bollocks". Мы разговорились, и он мне сказал, что очень любит
"Sex Pistols" - не музыку, а идею, - и пригласил на свою
вечеринку в этот же день. Звали его Африка Бамбаатаа. Я тогда плохо
знал Нью-Йорк и два часа ловил такси, потому что никто не хотел ехать
в Южный Бронкс. В конце концов, один таксист сказал мне: "Садись,
закрывай все окна, прячь свои деньги в носок. Но имей в виду: назад
ты никакого такси не поймаешь - их там не бывает". Когда мы приехали,
уже темнело. Я вышел из машины, чтобы посмотреть тот ли адрес, но
когда обернулся, ее и след простыл. Вокруг высились большие нежилые
дома с черными проемами окон. Никакой вечеринки видно не было, зато
вокруг было много черных парней. На самом деле я немного испугался.
И тут я услышал звуки музыки, они доносились оттуда же, откуда струился
маленький лучик света. Наконец я увидел грубые столы, на которых стояли
вертушки. Черные люди, крутя пластинки, перебрасывались микрофоном
и что-то дико кричали в него поверх играющей музыки. Человек, который
пригласил меня, стоял надо всем этим, скрестив руки на груди, как
повелитель всего этого кромешного ада. И вот я стою рядом с Африкой
Бамбаатой и вижу колышущийся океан танцующих людей. Играют пластинки
Гарри Ньюмена, "The Cars", Джеймса Брауна. Двое его здоровенных
дружков зажигают факелы, устанавливают их на полу, люди начинают расступаться,
расчищая место - и эти парни начинают танцевать на голове! Мне стало
казаться, что я не в Нью-Йорке, а в африканских джунглях. Это было
очень натурально, первобытно, вдохновляюще..."
Парубки тусовались в спортивных костюмах, дутых болониевых жилетках,
бейсболках набекрень и огромных белых кроссовках с длинными язычищами.
Дивчины - в таких же жилетках и сочных облегающих лосинах. Потом этот
наряд станет парадной униформой хип-хопа, а белоснежные адидасовские
шузы - таким же культовым символом поколения, как шляпа для ковбоев.
Игрушечный кроссовок будут носить на груди вместо крестика, а герой
рэперских фильмов Спайка Ли, даже заниматься сексом будет обутым.
Но поначалу культового значения этой одежде никто не придавал - треники
одевали, чтобы плясать было удобнее, а ди-джеи по-прежнему рядились
во фриковые, карнавальные костюмы в стиле фанк.
(BREAK-DANCE)
В костюмах b-boys и flygirls тоже встречались придурошно-фанковые
детали - типа толстенных "золотых" цепей с массивным знаком
$ на груди или узких пластмассовых очков - тех, что в перестройку
у нас назывались "лисками". В сочетании со спортивным костюмом
голды походили на золотые медали олимпийских чемпионов - что гарлемским
хлопцам, конечно, очень нравилось.
Но главным ингредиентом в том венигрете был, естественно, танец. Это
был универсальный язык, выражавший все чувства, расставлявший людей
по местам, отделявший братьев от всего остального города и делавший
их могучими колдунами тех джунглей. Танец был ключом к миру, непонятным
для родителей рассказом нового гриета. В каждом брейке танцоры устраивали
ритуальную битву перед лицом Господа и подружек. Это был переоткрытый
заново древний обряд, бессловесная молитва, соткавшая в гетто новую
религиозную реальность.
Сам по себе брейк-данс, конечно, не был новостью. "Впервые он
был описан в прошлом веке в Новом Орлеане, как "kongo square
dance". На площади "Kongo Square" собирались отдохнуть,
повеселиться и посостязаться в танце рабы. Особенно распрягались они
на ежегодном карнавале "Марди Грасс" (существующем, кстати,
по сию пору), где устраивались даже командные соревнования - с делением
по сохранявшемуся еще тогда этническому принципу. Но смутные упоминания
об акробатических танцах рабов встречаются и раньше, а схожие элементы
хореографии встречаются как в Африке, так и среди диаспоры. (Например,
в черной Бразилии бытуют "капоэйра" - близкая к брейку смесь
танца с боевым искусством и "дезафиу" - жанр, аналогичный
рэпу.)"
В конце 60-х брейк существовал еще в виде двух самостоятельных танцев
- нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называли "нижним
брейком", и лос-анжелесской пантомимы ("верхний брейк").
Акробатический стиль был латиноамериканского происхождения (вообще,
хип-хоп не стоит ассоциировать с одними черными), и именно его первоначально
крутили би-бои в брейках. Отсюда его оригинальное название - "breaking".
Популярен у черных он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал
фанк-хит "The Good Foot" и исполнил на сцене элементы этого
танца.
Лос-анжелесская пантомима, называемая "boogie", шла от негритянской
традиции. Знаменитый "tiсking" - ломаная пляска, в которой
танцора то и дело заклинивает в разных положениях, - имеет явные африканские
корни. "Вэйвинг", при котором тело движется свободными волнами,
очевидно, возник как ритмический "припев" к тикингу. В том
же 1969 году Дон Кэмпбел, собрав разные буги-фортели, создал "кэмпбэллок"
- попсовый вариант народного танца. Вскоре его название трансформировалось
в "locking", а сам стиль стал сценическим стандартом для
черных певцов (большинство звезд MTV типа Джанет Джексон до сих пор
так и движутся).
А в дискотечный брейк лос-анжелесский буги пришел в основном в виде
стиля "робот". Те, кто тусовался в перестройку на Арбате,
его помнят: белые перчатки, темные очки и непроницаемая рожа. "Робот"
был танцевальным воплощением мифологии фанка. Придуманный Джорджем
Клинтоном научно-фантастический миф гласил, что в Золотом Веке Фанка
на земле жили танцующие народы, которые не стыдились своих желаний
и не пытались ничего контролировать. И "свобода была свободной
от необходимости быть свободной". Так было, пока власть не захватили
священники и политики во главе с сэром Ноузом. Они принесли с собой
Принцип Удовольствия и привили людям желание владеть и править. Люди
стали жирные, злые и натянутые - а танцевать разучились. Немногие
нескурвившиеся староверы хранили в тайне секрет девственного фанка,
но в мире власти и жадности это было все труднее и труднее. Тогда
последние ревнители древлего благочестия сели на космический корабль
"Mothership" и улетели. И вот теперь, тысячелетия спустя,
апостолы фанка возвращаются, чтобы снова научить людей танцевать.
Инопланетяне на летающих тарелках, о которых пишут в газетах, - это
и есть те самые посланцы. Их, собственно, стиль "робот"
и изображал.
Напихав в негритянские головы таких идей, Клинтон плотно подсадил
братьев на "сайнс-фикшн". Каждый фанк-концерт превращался
в коллективное камлание, торжествен-ную встречу пришельцев. "Mothership"
ассоциировался у черной публики с мамой-Африкой, в которую не нужно
возвращаться, - она сама вот-вот явится тут... Футуристическая идеоло-гия
фанка повлияла не только на танец, но и на музыку хип-хопа - а именно
на нежную любовь ко всякого рода микшерам, сэмплерам, ревербераторам
и драм-машинкам. Что же касается брейка, то нью-йоркские би-бои довольно
быстро освоили буги, и из двух стилей синте-зировался всеми любимый
танец. Третьим его компонентом стали стилизованные приемы ушу из репертуара
Брюса Ли - например, эффектный подъем с пола пружинистым прыжком.
Году к 72-му в Бронксе и Гарлеме было уже полно брейкерских бригад
(нью-йоркское "crew" значит то же, что и лос-анжелесское
"clic", - бригада, артель, банда), деливших территорию города
и танцевавших каждая на своем перекрестке. Между делом они гоняли
на роликах (экзотическая штука в то время) и графитили стены. Бригады
постоянно разваливались и, перетасовавшись, собирались под новым названием
- всего их была не одна сотня. Самыми известными, существующими и
по сей день, стали легендарные "Rock Steady Crew" и "New-York
City Breakers". Именно их ритуальные "битвы" позднее
будут засняты на видео и, облетев весь мир, встряхнут миллионы подростков,
как электрический ток. К "Rock Steady Crew" принадлежал
и самый знаменитый брейк-дансер на белом свете, латинос по кличке
Крэйзи Легз - впоследствии лауреат всяческих престижных хореографических
наград, педагог и заслуженный би-бой Соединенных Штатов.
(ГРАФФИТИ)
Другой всем известной (и, увы, уже навязшей, как сникерс) ипостасью
раннего хип-хопа было граффити. Родилось оно году в 70-м, когда 16-летний
негритос Деметривс из Вашингтон Хайтс стал метить стены нью-йоркского
даунтауна своей кличкой - Taki 183. Такая метка называлась "тэгом"
и представляла собой классический пример би-бойских кликух. Она складывалась
из собственно псевдонима и номера родной улицы: Lenny Len Lake 2,
Rip 7, Tracy 168 и так далее. Иные би-бои выдумывали себе крикливые
прозвища в духе индейских вождей - тот же Crazy Legs или, к примеру,
The Man With a Thousand Moves...
(ТЭГ)
Сам по себе тэг искусством не был - он, собственно, ничем не отличался
от каракуль наших подъездных королей - "Вована" и "Лысого".
Taki был ничуть не изобретательней остальных - писал простым маркером
и без наворотов. Но Taki был маньяком: своим тэгом он изгадил пол-Нью-Йорка,
заслужив всенародную славу (в 1971 году "The New York Times"
напечатала о нем большую статью) и бросив вызов остальным би-боям.
Началось соцсоревнование - каждый стремился наляпать свой тэг на
более видном и неожиданном месте, сделать его больше и красивее.
По сути, это было такой же формой карнавальной перебранки, как брейк
или рэп. Очень быстро тэги превратились в настоящие картины ("pieces"
- вероятно, от "masterpiece" - "шедевр"), с
персонажами и индустриальными пейзажами. Лупоглазые персонажы-караксы
(от "characters") обычно брались из американских комиксов
или японских мультиков - манга.
(ГОРОДСКОЕ ИСКУССТВО)
Скоро в ход пошли пульвера (как правило "крилон") и через
несколько лет все тэги стали цветными. Но по началу культовым оружием
граффитистов были самодельные марке-ры - в банку из-под дезодоранта
напихивалась "копирка" и заливалась спиртом с ацетоном;
отверстие затыкалось старым носком. Не удивительно, что с такой
хреновиной в кармане би-бой чувствовал себя анархистом-бомбометателем.
Рисовать граффити на слэнге стало называться "to bomb"...
Зато на кисти существовало табу - художник, застуканный за работой
кистью, дисквалифицировался, опетушивался и съедался. Писез рисовались
сразу и набело - спреем картину не подправишь. Мастерство граффитиста
заключалось в твердой руке и умении подбирать цвета и распылители;
грамотные бомберы знали бездну номеров, обозначающих оттенки крилона.
К 1972-му в городе появилось несколько граффити-бригад - "The
EX Vandals", "The Soul Artists", "United Graffiti
Artists". В том же году би-бой Super Kool 223 додумался надеть
на пульверизатор распылитель от крема "Gilette". Это дало
широкие ровные полосы, и Super Kool нарисовал первую большую цветную
картину, превратив граффити в монументальное искусство в духе Сикейроса.
Один за другим возникали новые стили написания тэгов: Phase 2 придумал
пузатый шрифт "bubble letters"; Blade и Comet - огромные
"плоские" черно-белые буквы "blockbuster"; потом
появился, объемный шрифт "3D", придуманный King 2 и Pistoll;
и, наконец, возник самый сложный - "wildstyle", в котором
буквы, хитро переплетаясь, складываются в абсолютно нечитаемую паутину
- почище китайских иероглифов и арабской вязи.
Между стилями и бригадами шла постоянная борьба, запечатленная в
знаменитом фильме "Style Wars" (название взято из одноименного
графита работы Knock, посвященного той же теме). Часто соперничество
вело к замалевыванию чьих-нибудь картин собратьями по цеху. Одна
из бригад даже так и называлась - "Т.С.О." ("The
Cross Outs"- "рисующие по-верх"), другим известным
вандалом был би-бой Cap, а шрифт "blockbuster" изобрели
специ-ально для таких подлянок. Конечно, "кросс-аут" был
занятием в высшей степени стремным - смельчака могли покалечить.
Но если бы не дух храбрости и оголтелости, витавший тогда над гетто,
- вообще бы не было никакого граффити.
Вскоре бомберы взяли в художественный оборот личный автотранспорт
и вагоны метро. Год спустя би-бой Riff продемонстрировал пассажирам
первый полностью (top-to-bottom) разрисованный вагон, а Flint 707
разделал под орех чью-то машину, создав "top-to-bottom-whole-car".
Публика сошла с ума - журнал "New York Magazine" учредил
ежегодную Премию Таки за лучший граффит, а власти объявили бомберам
войну. Носить в кармане баллончик стало опаснее, чем пистолет. Спустя
десять лет, в 1983-м, художник Майкл Стюарт, застаный полицией за
бомбингом, был забит до смерти. Брейкерам запретили танцевать в
метро. Мэр Нью-Йорка Эд Коч выделил 22 миллиона долларов на строительство
двойного забора с ко-лючей проволкой вдоль всех линий подземки.
Между рядами забора было установлено пат-рулирование копов с собаками.
Фирма "MTA" изобрела специальную машину "Buffen"
для очистки вагонов от живописи, и мэрия закупила десятки таких
машин. Вскоре выяснилось, что после общения с "Buffen"
вагоны начинают безутешно ржаветь, чахнут и умирают.
Короче, войну власти проиграли - 1981, год наибольших репрессий,
был для граффити самым продуктивным. У брейкерских бригад стало
хорошим тоном устраивать "битвы" в сабвее, под носом у
полиции - и разбегаться при ее приближении. "Whole-car"
- роспись плохо стоящей машины - тоже стала видом багородной охоты.
Кроме того, в ответ на гонения бомбинг приобрел идеологическое содержание
и стал для черной молодежи формой революционной борьбы. Как объяснял
в интервью политграмотный би-бой Дж.Уолтер Нигроу: "Хитрость
в том, чтобы нарисовать там, где они не достанут. И когда Вавилон
падет в огне, останется свидетельство того, что не все здесь были
болванами..."
Но самым большим прорывом хип-хопа в Царство Небесное было, конечно,
возникновение музыки рэп.
(РЭП В МИРОВОЙ ИСТОРИИ)
Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке
в клубе "Hevalo" подключил микрофон и начал во время брейка
говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайкской традиции
разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому моменту стал
по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось - ди-джеи взяли
практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных
покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже
в монолог стали включаться коротенькие лимирики - и, наконец, разгулялась
нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни,
которая крутилась на вертушке. Обычно MC начитывал публике кaкое-нибудь
четверостишье, а потом, чтобы собраться с мыслями, скандировал что-то
типа:
Yes, Yes Y'all,
Yes, Yes Y'all,
One Two Y'all
To The Beat Y'all!
Рэпом это тогда еще не называлось, а называлось словом "emceeing".
Хотя слово "рэп" и описываемая им ритуальная перебранка
существовали в черном фольклоре давным давно. Рэп вообще стар как
мир и в той или иной форме существует в любой традиционной культуре.
В доисламском арабском мире подобный жанр процветал на ярмарках.
Каждый бедуинский клан выставлял своего поэта-ритора, который начитывал
импровизационную ругань ярко выраженного сакрального характера.
Дело обычно кончалось массовой резней. Такие же состязания, называемые
"ямб", имели место в Древней Греции на праздниках в честь
Диониса и Деметры. В древнескандинавской традиции они известны как
"mannjafbr" ("тяжба мужей"), - обязательный
элемент святочных игр. В одной из эддических песен, "Песне
о Харбарде", в бранном поединке сходятся боги Один и Тор. Другая
песнь - "Lokasenna" - специ-ально посвящена такой сваре.
Там хулиганский бог Локи на пиру богов нарушает ритуаль-ный мир
и начинает со всеми собачиться. В староанглийском языке было специальное
слово, аналогичное "рэпу", - "yelp". В древнегерманском
это "gelp", в старофранцузском - "gab". Михаил
Бахтин в своей великой книжке о Франсуа Рабле подробно описывает
этот самый "gab" на праздничных парижских площадях.
(ЦЕЛЬ РЭПА)
"Корни собственно рэпа теряются в традиционной африканской
культуре: состязаниях на ритмичность между детьми и праздненствах
культа плодородия. Из последних, видимо, перешли в рэп ритуальные
кощунства, связанные с соитием и оплодотворением, и другие элементы
карнавального действа: иронические славословия и проклятия.
Обрывочные сведения о подобных рэпу состязаниях среди афро-американцев
встре-чаются давно, но научно рэп и его формы ("dozens"
и "signifying", также называемые "talking shits")
были впервые описаны в 30-е годы в Гарлеме и Южном Бронксе. Подростки
соревновались в том, чтобы как можно четче и ритмичнее сымпровизировать
по определенным строго каноническим правилам стихотворный текст,
состоящий из поочередно проговаривавшихся трех четверостиший (отсюда
"dozens" - "дюжины"). Два соперника по очереди
во все нагнетающемся ритме обменивались dozens, пока кто-то один
не сбивался либо риторическое превосходство кого-то не становилось
очевидным. Целью рэпа было, как можно сильнее оскорбить противника,
а еще лучше - его мать или сестру. Зачин (первое четверостишие)
был посвящен бахвальству: прославлялись достоинства импровизатора
с сильными преувеличениями. Затем следовал столь же преувеличенный
презрительный отзыв о сопернике и удивление, как он осмелился состязаться
с лучшим в мире мастером рэпа, могучим виртуозом. Дальнейшие четверостишия
- а их могло быть сколько угодно - строились следующим образом:
две строки описывали, как стихотворец якобы обладал матерью соперника,
какое при этом испытывал отвращение, подробности ее физиологии и
т.п., а две другие - события жизни квартала, жизненные наблюдения,
идеи "Black Power" и вообще все, что могло придти в голову.
Рифмовались вторая и четвертая строка.
Так могло продолжаться часами, и если победитель не выявлялся, то
дело решалось дракой с участием болельщиков".
Этнографы описывали dozens как ритуал. Психологи же отмечали его
сходство с новейшими психотерапевтическими практиками, при которых
терапевт и пациент погружаются в транс и врач начинает по полной
программе опускать больного, снимая в нем внутренние зажимы и делая
способным к инсайту. При грамотном подходе после такого сеанса пациент
чувствует себя не униженным, а свежим и полным вдохновения. Стоит
вспомнить, что по статистике самоубийств афро-американцы находятся
на одном из последних мест в мире, - и это при повальной криминальности
и наркомании...
"Signifying отличался от dozens большей свободой импровизации:
применялось синкопирование и намеренное искажение ритма, при которых
импровизатор преодолевал головокружительные по сложности пассажи,
чтобы выбраться из них и вернуться к изначальному ритму.
(РЭП КАК ИМПРОВИЗАЦИЯ)
Signifying близок к русской скороговорке, но с очень сложной версификацией
и доведенной до виртуозности аллитерацией. Такая скороговорка насчитывает
десятки строк, причем верхом совершенства считается использование
единственной рифмы и одной аллитерации на протяжении всего текста..."
Вот эти жанры и стали постепенно расцветать на нью-йоркских дискотеках.
Традиции фанк-концертов, на которых публика поет не меньше, чем
музыканты на сцене, обязывали би-боев перекрикиваться с ди-джеями.
Это заставило всех вспомнить про dozens. Постепенно рэперы стали
вылезать к ди-джейскому микрофону и по очереди начитывать свои вирши.
Все это, разумеется, делалось импровизацией - читать по бумажке
было бы смертным грехом. Способности черных хлопцев к спонтанной
поэзии поражают. Но надо сказать, что на-ши собственные бабки и
дедки умели то же самое: частушки, исполнявшиеся на деревенских
"беседах" тоже были чистой импровизацией - никто их заранее
не писал. Вообще, частушки, певшиеся по очереди, как вопрос-ответ,
удивительно похожи на рэперскую перебранку, а "беседа"
мало, чем отличалась от гарлемских пати.
Конечно, каждый рэпер втихаря готовил "домашние задания"
- выдумывал рифмы и темы для следующего пати; Mele Mel, один из
первых чтецов, признавался, что просиживал за этим занятием по полдня.
Но зато и отдача была фантастическая: ранние рэперы проводили у
микрофона не час и не два, а всю ночь - нонстопом... И всю ночь
нужно было читать так, чтобы держать публику в напряжении и "качать"
танцпол. "We born to rock the world!" - пел потом этот
самый Mele Mel и, в общем, не заливал.
(СКРЭТЧ)
В 1976 году Африка Бамбаатаа начинает делать длинные миксы и вскоре
сводит свой самый знаменитый бутерброд - накладывает ломаный ритм
фанка на пьесу "Trans-Europe Express" группы Kraftwerk,
лидеров немецкого электронного авангарда. В результате на свет появляется
новый музыкальный стиль - "электро-фанк" или просто "электро"
- священная музыка брейкеров, та самая, под которую юная Москва
плясала в эпоху борьбы с пьянством и социализмом.
В том же году ди-джеи Grandmaster Flash и Grand Wizard Theodore
одновременно изобретают скрэтч. Кроме того, Грэндмастер Флэш придумывает
способ автоматически зацикливать брейки - что создает невиданные
возможности для би-боев и рэперов. Последние постепенно выходят
на авансцену и, спустя пару лет, становятся главными фигурами пати,
неблагодарно задвинув MC на задворки.
Тем же летом Грэндмастер Флэш и Кул Херк выносят вертушки в парк
и открывают практику "опэн-эйров" - танцулек на открытом
воздухе. Там, под сенью деревьев, Флэш и его дружок Ковбой сходятся
с Меле Мелом и еще тремя настоящими пацанами и при помо-щи драм-машины,
микшера и вертушек создают первую на свете рэп-группу "Grand
Master Flash & The Furious 5".
(РЭП В ЗАПИСИ)
Строго говоря, рэп под музыку записывали и раньше. В середине 60-х
черный поэт-битник Амири Бараку (ранее известный как Лерой Джонс)
сочинил рэпообразную поэму "Black and Beautiful" и выпустил
на независимой студии "Джихад" пластинку с ней. Спустя
какое-то время его товарищ Хаки Мадхубути (не волнуйтесь - это тоже
псевдоним) издал пластинку своих стихов "Raping and reading"
в сопровождении "Ансамбля африканских освободительных искусств".
Наконец, в 1968 году три черных интеллектуала с абсолютно не выговариваемыми
именами создали группу "Last Poets" и записали несколько
револционных рэп-альбомов. Название "Последние Поэты"
было взято из поэмы южноафриканского пиита Вилли Кгоситсайла, писавшего,
что время стихов прошло и место поэта - на баррикаде. "Last
Poets" тоже считали себя последними буревестниками черного
мятежа. В альбоме "Niggers are Scared of Revolution" они,
на чем свет честили малохольных братьев: "Запуганные революцией,
запуганные комплексом Бога белого человека, запуганные метро, запуганные
друг другом, запуганные собой, запуганные тотемным божком онанизма,
запуганные когтями американского орла. Риторика сделала вас психами,
барабаны заставили продать ваши пальцы. Поэзия, как гашиш, вознесла
вас на мягких подушках в самые прекрасные выси..."
В начале 70-х "Last Poets", как и обещали, бросили поэзию,
взялись за оружие - и вскоре один из них сел за вооруженный грабеж
магазина. Не ведали, сердешные, что настоящая "черная революция"
будет делаться теми самыми стихами, а их группу рэперы будут благодарно
величать "первыми поэтами"...
Но с живым уличным рэпом все эти интеллигентские экзерсисы соотносилось
"как краснознаменный ансамбль - с солдатским фольклором".
В лице же "The Furious Five" на сцену вылез сырой, канонический,
народный пустослов. Вообще история хип-хопа - уникальный пример
того, как буквально за одно поколение босяцкий фольклор становится
поп-мэйнстримом, дворовые скоморохи - суперзвездами, а горячая каша
традиции отливается шоубизнесом в формы массовой культуры.
Плохо все это или хорошо, но у черного коммьюнити происходящие перемены
вызывали ощущение той самой революции. Белая Америка в лице хиппи
пережила это чувство десятилетием раньше - чувство, что мир кардинально
меняется с твоим участием и грандиозные превращения происходят легко,
как во сне, что родился новый народ, и ничто уже не будет, как раньше.
Черные пальцы Грэндмастера Флэша были усыпаны золотыми перстнями
- и когда он скрэтчил, би-боям казалось, что от рук сыплются искры.
В эти-то моменты, я думаю, божественный огонь и снисходил...
(ХИП-ХОП ПОЯВИЛСЯ…ЧТО ДАЛЬШЕ?)
Хип-хоп действительно стал новой точкой сборки черной общины, создав
культуру всеобщего участия. Чуть раньше такая же история произошла
с рэггей на Ямайке: туристов поражало, что любой кингстонский подросток
хуже или лучше, но разбирается в технологии изготовления рэггей-записей
и канонах стихосложения и начитки. В то время как в нормальных странах
большинство людей являются потребителями музыки, здесь все поголовно
были ее производителями. Каждый паренек был так или иначе связан
с какой-нибудь саунд-системой: играл в группе, двигал рычажки на
пульте, крутил пластинки, начитывал текст или на худой конец таскал
колонки на вечеринках. Конечно, такой расклад возможен только во
времена культурных и религиозных взрывов, когда высвободившаяся
в музыке энергия манит людей, как магнит железную стружку.
1976 год в Бронксе был таким временем. Все плясали, бомбили, сводили,
все друг с другом конкурировали, всем было друг до друга дело. Покрытые
тэгами поезда катались из одного района в другой, донося информацию
о незнакомых художниках и связывая город в единую студию. А мемориальные
граффити (писез, посвященные умершим или погибшим би-боям, музыкантам
или просто членам уличных банд) как бы воссоздавали в гетто традиционную
африканскую общину, мыслящую себя как соседство живых, умерших и
тех, кто еще не родился. Увы, одним из первых мучеников хип-хопа,
запечатленным на поминальных фресках, стал DJ Кул Херк - в 1977
году он был зарезан на пороге клуба во время собственной вечеринки.
Но скучно на небесах ему не было - с каждым годом скорбных картин
становилось все больше...
MC стал новым сказочником, хип-хоп - новым мифом и культурным минимумом,
определяющим бытие человека в общине. У древних греков таким же
минимумом была эпиграмма - она воплощала в себе их риторический
рационализм, кодировала структуру мышления. У японцев времен Басе
ту же роль играла хокку. Знание их канонов было минимумом, необходимым
для принадлежности к той или иной культуре, общине, полису. В Гарлеме
и Бронксе эту роль играл рэп - если ты мог ответить на чужой dozens
- значит, ты понимал окружающих, участвовал в общей захватывающей
жизни, чувствовал себя дома.
(АФРИКА БАМБААТАА - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ХИП-ХОПА)
Тем временем хип-хоп менялся. В 1974 году DJ Африка Бамбаатаа, бывший
в прошлом атаманом уличной банды "Black Spades" ("черные
совки", надо думать), создает полурелигиозную организацию "Zulu
Nation" (а вернее, коренным образом реформирует одноименную
группировку футбольных фанатов) - и тем кладет начало идеологизации
хип-хопа. Собственно, тогда же появляется и само понятие "хип-хоп",
объединяющее музыку, танец, стиль жизни и идеологию.
Задачей "Zulu Nation" было культивирование брейка, рэпа,
граффити и других "афри-канских" искусств - с целью воспитания
в черных парнях национальной гордости и отвлечения их от бессмысленной
агрессии, преступности, и кокаина. Основываясь на личном опыте,
Бамбаатаа призвал братков сублимировать агрессию в рэпе - ибо это
ведет к подлинной африканской духовности. И братки прислушались
- время было такое. Подобно тому, как ямайкские руд-бойз, следуя
призывам Боба Марли, тысячами отращивали дрэды и бороды, обряжались
в холщевые рубахи и начинали читать Библию - так и их гарлемские
коллеги стали вымещать свою клокочущую энергию в яростных скрэтчах.
К концу 70-х растущая популярность расты повлияла на моду и в Нью-Йорке.
Afrika Bambaataa, "Furious Five", и другие ди-джеи тоже
отпустили дрэды и стали одеваться, как поехавшие на фанке зулусские
воины. (Как известно, свой псевдоним Бамбаатаа занял у зулусского
вождя, поднявшего в начале века восстание против белых.) Золотые
цепи на би-бойских высях сменились на "африканские" медальоны
светофорно-растафарианских цветов.
Впрочем, раста как религия рэперов не привлекла. Им было довольно
местной "Нации Ислама" - радикальной националистической
организации, возникшей, как ирастафари, в 30-х годах под влиянием
жарких проповедей Маркуса Гарви - черного сиониста, звавшего негров
обратно в Африку. Разница была только в том, что раста провозгласила
чернокожих истинными иудеями, ждущими возвращения на родной Сион,
а "Нация Ислама" считала, что негры - настоящие мусульмане.
Пророк Мухаммед почитался черным, а Африка - подлинной Меккой. И
то и другое было антитезой бесцветному христианству, но "черный
ислам" подходил для Америки больше, чем "черный иудаизм",
- учитывая напряженные отношения между Гарлемом и Брайтон Бичем.
После второй мировой в джаз приходит би-боп - и вместе с ним новый
образ черного музыканта. Вместо добродушного улыбчивого Луи Армстронга
на сцене появляется загадочный, аргессивный, полусумасшедший артист
типа Паркера или Мингуса. Вместо ручной обезъяны - дикая и опасная.
С этого момента "Нация Ислама" становится повальным увлечением
черных музыкантов - исполнителей би-бопа, фри-джаза и соул. (Вряд
ли на свете име-ется более артистическая конфессия, чем "Moslim
Nation", - несмотря на угрюмое жлобство ее лидеров - покойного
Илайджи Мухаммеда и здравствующего Луи Фаррахана, впрочем, кумирами
служителей черной музы были, конечно, не официальные начальники,
а Малькольм Икс - человек действительно яркий). С начала 80-х в
"Нацию Ислама" стали загляды-вать и рэперы - а сегодня
чуть ли не каждый второй из них является членом Храма. Но сама "Zulu
Nation" однозначной конфессиональной ориентации не держалась.
Это был молодежный синкретический культ, сотканный из других синкретических
культов - черного ислама, растафари, вуду и еще чертте чего. При
этом, в отличие от своих предтеч, "Зулусы" не cмаковали
мрачный пафос - типа, рабство, исход, миссия черного человека, все
зло от белых и т.п. Бамбаатаа просто призывал целиком отдаться новым
ритуалам - брейку, рэпу, граффити - и в этом смысле был ближе к
традиционной африканской религиозности. Би-бойские бригады, не взирая
на соперничество, валом повалили в новое движение и, похоже, записались
все до единой. Постепенно, год за годом, "Zulu Nation"
состарилась в международную организацию брейкеров - типа федерации
каратэ или конного кролиководства.
(РЭП КАК ПРОТИВОСТОЯНИЕ)
Однако, мрачный пафос борьбы с угнетателями - слишком красивое чувство,
чтобы без него обойтись. В 1982 году "Яростная Пятерка"
выпускает пластинку "The Message" на слова поэмы Эда Флетчера
об отвратительной жизни в черном гетто - и тем закрепляет за рэпом
статус политической музыки. А пять лет спустя "Public Enemy"
и "KRS-One" делают анархическую пропаганду единственным
его содержанием. Песни все больше напоминают листовки, в моду входит
военная форма. Бритые рэперы в милитарных куртках, заломленных бейсболках
и своих вечных белых кроссовищах становятся похожи на армию городских
партизан.
(ЧЁРНЫЕ ПАНТЕРЫ)
Над хип-хопом встает призрак "Черных Пантер".
Те, кто вдумчиво смотрели лубочный фильм "Форест Гамп",
помнят эпизод, где на хипповской демонстрации появляются загадочный
черные парни с винтовками. Именно такими запомнились Америке боевики
"партии самообороны Черная Пантера" - самой страшной,
безбашенной и романтичной организации за всю историю черного экстремизма
- кожанки, береты, высокие ботинки, свирепо-обреченный взгляд и
винтовка на плече... Появились эти херувимы террора в 1966 году,
когда студент-юрист Хью Ньютон с двумя друзьями, никого не спросясь,
взяли ружья и вышли на патрулирование родного гетто - с целью покончить
с самоуправством "оккупантов" - иначе говоря, белой полиции.
В тот день перед притормозившей полицейской машиной эффектно вырос
красавец Хью и произнес: "У тебя есть оружие, но и у меня тоже.
И если ты, свинья, будешь здесь стрелять, я сумею себя защитить!"
Копы офонарели: никто никогда с ними так не разговаривал. Из домов
повысыпали жители, машину окружила толпа, гетто было потрясено.
Хью Ньютон в один день стал национальным героем.
При этом все было по закону: в штате Калифорния, где происходило
дело, человек, имеет право носить оружие, если он его не прячет.
Но под человеком имелся в виду пузатый ковбой с декоративным кольтом.
Настоящие же уголовники засовывали свои пушки поглуб-же в штаны.
А тут стоит негр с винтовкой и никого не боится...
На несколько лет черные сорвиголовы стали страшным сном американской
полиции. Отделения партии появились в каждом крупном городе, вскоре
она насчитывала несколько тысяч боевиков. Стоило копам появиться
в гетто - из-за угла выруливала машина с "пантерами" и
висела на хвосте, пока те не уезжали. Работать стало невозможно
(ну представьте группу вооруженных азербайджанцев, стоящую над душой
у милицейского патруля и не дающую ментам брать взятки, - да те
бы в раз свихнулись). Вскоре начались перестрелки - а за ними и
настоящая война. Полиция и ФБР брали штурмом одно за другим отделения
"пантер", десятки человек были убиты, сотни арестованы.
Фотография Хью Ньютона не сходила с газетных передовиц. Параллельно
черные партизаны предприняли безнадежную попытку вытравить из гетто
торговцев кокаином - что втянуло их в жуткую цепь мафиозных разбо-рок.
К началу 70-х, когда на улицы вышло поколение хип-хопа, "партия
самообороны" была уже полностью обескровлена, боевики стали
убивать друг друга и промышлять рэкетом в тех же гетто, которые
собирались защищать. Но легенда осталась. "Пантеры" подарили
рэпу ключевые слова политической риторики: они взяли из растафари
понятие "Babylon", обозвав им, гнилой мир белого истеблишмента,
они же ввели в моду ругательство "motherfucker". То есть,
разумеется, выдумали его не "пантеры" - но именно они
сделали это слово культовым, смачно матеря им белых политиков в
каждом интервью. С другой стороны, в тех же интер-вью боевики награждали
этим эпитетом самих себя - в самом восторженном смысле. Один из
них говорил о Хью Ньютоне: "He's the worst motherfucker that
has ever come to this world!" - и это было данью глубочайшего
уважения. Второй человек в партии Элдридж Кливер как-то искренне
восхищался: "Это очень нужное и богатое смыслом слово. Я слыхал,
как братья в одном предложении употребляли его 4-5 раз - и всегда
оно имело иное значение..." Другой идеолог боевиков, Рэп Браун,
вообще напрямую контачил с матерной поэзией улиц - он, как видно
из прозвища, был признанным мастером dozens.
В начале 1970 года, в самый разгар войны с "пантерами",
шеф ЦРУ заявил, что Нью-тон и компания - самые опасные враги американского
общества. Молодежные кумиры часто добиваются этого звания. Семнадцать
лет спустя, юный рэпер Чак Ди не стал ждать чужой похвалы и сам
назвал свою группу "Public Enemy". Ее стиль был страстным
подражанием эс-тетике "Black Panthers", а один из первых
синглов "Rebel Without a Pause" прямо им посвя-щался.
Тексты были исполнены антикапиталистического пафоса ("Черные
Пантеры" были ко всему прочему марксистами), что в условиях
Нью-Йорка плавно вело к антисемитизму. У власти в этот момент находился
консервативный старикашка Рейган, урезавший социальные пособия,
- поэтому левизна сама носилась в воздухе. "Public Enemy"
стали, бешено популяр-ны. В набитых кинотеатрах шли скандальные
фильмы их дружка Спайка Ли. Майк Тайсон сделал на плече наколку
с портретом Мао. Знаменитая фраза пантер "the sky is the limit"
(имелась в виду безпредельная месть за погибших товарищей) превратилась
в канонический этюд граффитистов. Рэперские лица на обложках альбомов
стали выражать ту же мрачную решимость, что и фотографии Хью.
(ПРОРЫВ ХИП-ХОПа)
Но на что, собственно, они решились, было непонятно - негр к тому
времени уже пре-вратился в священную корову политкорректности. Конечно,
главной причиной политизации был не дедушка Рэйган, переставший
задавать неграм законного корма. Левизна была реак-цией на неожиданную
и бурную коммерциализацию самого хип-хопа.
События развивались так. В 1979 году песня The Sugar Hill Gang "Rapper's
Delight" стала первым коммерческим рэп-хитом попавшим в Топ-40.
Год спустя газета "New York Post" впервые опубликовала
фоторграфию танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп
передачи, еще через год брейкеров показали по телику. В 1981 короли
панка "The Clash" наняли би-бойскую бригаду "Futura
2000" с тем, чтобы те на каждом концерте графи-тили им задник,
и отправилась в европейский тур - писез стали известны за океаном.
Майкл Джексон исполнил на сцене знаменитую "Лунную Дорожку"
- брейкерское коленце, извест-ное как "glide".
Но настоящий прорыв случился в 1983-м. На экраны один за другим
вышли четыре хитовых фильма о би-боях: "Wild Style", "Style
Wars", "Beatstreet" и "Graffiti Rock".
Во всех них с нескрываемым удовольствием играли, крутили брейк,
рисовали и пели наши старые знакомые - "Rock Steady Crew",
"Furious Five", Африка Бамбаатаа и множество другого весе-лого,
дурашливого народу. Малькольм Макларен занялся раскруткой брейкерских
бригад и выпустил первый хип-хоп клип "Buffalo Gals" -
с теми же "Rock Steady Crew" в главных ро-лях. Затем он
снял три документальных видеофильма с основными брейкерскими па
и пус-тил в продажу. Пару лет спустя кто-то привез их в СССР - и
началось...
В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом
сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии лос-анжелесской
олимпиады. По стране катит первый коммерческий хип-хоп тур. В Лос-Анжелесе
открывается легендарное радио KDAY, вещающее чистый хип-хоп. "Rock
Steady Crew" организуют театральную ком-панию "Ghettoriginal",
организующую брейк-гастроли по всему миру.
В 1986 году "Run DMC" делают свою версию аэросмитовской
песни "Walk This Way" и выносят хип-хоп на вершину чартов.
Альбом "Raising Hell" продается миллионами копий, журнал
"Rolling Stone" помещает лица "Run DMC" на обложку.
Короче, слава.
(ХИП-ХОП И БИЗНЕСС)
Вскоре на стадионе в Филадельфии перед 20
тысячами восторженных негров "Run DMC" исполняют хит "My
Adidas", скидывают свои кроссовки и швыряют в толпу. Процесс
снимается телевидением. Ушлые рэперы переписывают кассетку и посылают
в Германию - чтобы фирмачи порадовались. "Adidas", конечно,
выпускает по этому поводу три новых мо-дели. Миллионы родителей
по всему миру мучаются от детских истерик и пытаются понять, чем
же эти кроссовки лучше остальных. "KRS One" делают рекламные
джинглы для "Nike" и "Sprite". Хип-хоп стремительно
превращается в коммерческую игру...
Но главное не это. Чем лучше шли рэперские дела в шоубизнесе, чем
прочнее стано-вилось положение во всемирной массовой культуре, тем
хуже все обстояло в родном гетто. Культурная общность разваливалась,
молодежь наизусть знала тексты кумиров, но собствен-ные dozens читать
перестала. Брейкерские бригады если за что и конкурировали - так
только за благосклонность клипмейкеров. Даже старые MC все реже
устраивали привычные для их сердец "battles". В 1987 Mele
Mel и "KRS One" по старой памяти устроили уличную "битву"
на задворках Латинского Квартала (нью-йоркского, естественно); на
кону было сто баксов. Кто победил, неизвестно, но событие уже воспринималось
как что-то диковинное. К началу 90-х "battles" прекратились
вовсе. Невидимая общинная паутина отмирала, заменяясь на вертикальные
ниточки эм-ти-вишных кукловодов.
Гневная риторика "Public Enemy" была тут бессильна - клеймя
белый капитализм, они уже сами стали рядовым поп-феноменом...
Будущее, как всегда, явилось с самой неожиданной помойки. В 1988
году молодая группа "N.W.A" из лос-анжелесского гетто
Комптон выпустила свой первый релиз "Straight outta Compton",
продала его за "золото" - и без разговоров решила вопрос
о судьбе хип-хопа. Началась история гангста-рэпа.
(ГАНГСТА РЭП - ИСТОРИИ ЖИЗНЕЙ)
" N.W.A. " расшифровывалось как
"Niggas Wit' Attitude" - что-то типа "Нигеры Без
Позы". Выглядели парни стремно и рэперов не напоминали - никакого
"адидаса", африкан-ских висюлек и партизанского шика -
ничего, что указывало бы на принадлежность к ува-жаемой касте хип-хоп
артистов. "Нигеры" были одеты, как самая дурацкая провинциальная
урла - мешковатые штаны, толстовки, серебристо-черные цвета местных
футбольных фана-тов "L.A.Raiders" и немодными завитушками
на головах (злые журналюги даже прозвали группу "Niggers With
Activator" - "нигеры с химией"). В общем, малиновый
пиджак, пыжико-вая шапка и спартаковский шарф вокруг шеи...
Имидж полностью соответствовал названию, которое, кстати, и само
било наповал: до тех пор нигерами себя никто не называл (представим
себе группу "Вонючие Хачи" или "Пархатые Жиды").
Белого бы за такое слово на месте прибили. Единственными, кто его
в рамках самоиронии употреблял, были черные бандиты. К блатному
дискурсу "N.W.A." и апеллировали. Тексты крутились вокруг
девок, кокаина и "drive-by shooting" (любимого приема
заказных убийц, при котором машина киллера останавливается на светофоре
рядом с машиной жертвы). В общем - стопроцентный блатняк. Только,
в отличие от нашего, - без сентиментальных соплей, с максимумом
натурализма, матерщины и высоким художествен-ным уровнем. (Кое где
в России еще встречается такой уголовный фольклор без эвфемизмов
- очень брутальный и трудно выносимый).
Звездам старого хип-хопа все это было очень поперек. Их раздражал
примитивный стиль начитки, однообразие тем, попсоватая мелодичность.
Тут не было флигранной культу-ры signifying, а было что-то чуждое
и непонятное. На невиданный успех западных братьев они глядели с
завистью и презрением.
Но главное там было, конечно, не в прикидах и не в начитке. Гангста
подрывала сис-тему фундаментальных условностей, на которых зиждилась
"old school". До сих пор все, так или иначе, исповедовали
позитивистскую идеологию Бамбааты: мол, мы за добро, любовь и справедливость,
культивируем подлинно гуманные черные ценности, лучше танец, чем
дра-ка, и т.д. Даже если "Public Enemy" призывали к бунту,
- так опять же за правое дело... А "Нигерам" на все это
было наплевать, они демонстрировали фирменный бандитский иммо-рализм.
Правда, отчасти жестокие картины гетто в песнях "N.W.A."
напоминали социальную лирику "Furious Five" или "Public
Enemy". Но сходство было поверхностным: "гангстеры"
всем видом показывали, что они - настоящие, без кавычек. Лидер "Нигеров"
Eazy-E (впо-следствии умерший от СПИДа), Тупак Шакур и прочие молодые
звезды спокойно признава-лись, что прирабатывают драг-дилерством
(ровно в год рождения гангсты лос-анжелесские гетто наводнились
прекрасным убийственным крэком).
Африка Бамбаатаа тоже мог бы порассказать про разбойное прошлое,
но он говорил бы как раскаявшийся грешник. А новое поколение констатировало
свою причастность к той или иной банде как нечто само собой разумеющееся.
Оно пело про кокаин и насилие, но во-все не собиралось их осуждать
и пафосно изрекать "доколе?!". Их лирика подкупала не
изя-ществом, не экстазом, а экзистенциальной подлинностью.
У олд-скулеров этой реальности не было - они жили и пленяли мир
мечтой, которая к тому времени уже выдохлась. Брейк и dozens были
метафорической имитацией "разборки" и теперь, когда эта
метафора уже ничего не выражала, гарлемские звезды стали казаться
пус-тыми фиглярами.
Нечто похожее, кстати, проиходило в тот момент и у нас: сибирский
панк в лице Ле-това, Неумоева и Янки с их безыскусными мелодиями
и обнаженной тюменской экзистенци-ей внезапно превратил замысловатых
столичных рокеров в дутых пижонов. В Америке о Ле-тове знают мало,
поэтому обычно сравнивают конфликт между олд-скулом и гангстой с
про-тивостоянием "прохладного" нью-йоркского кул-джаза
и "горячего" калифорнийского хард-бопа, имевшим место
в 50-е годы. Но на самом деле эти истории не очень похожи.
При всем том, несмотря на блатную тематику, гангста-рэп оказался
в высшей степени политичным. "Гангстеры" не стилизовались
под "Черных Пантер" и не сэмплировали речи Малькольма
Икс, но всем сразу стало понятно, что если кто имеет отношение к
этим самым "пантерам" - так это они. "Public Enemy"
изо всех сил изображали революционеров, но тако-выми не являлись.
А комптонские братки были их прямыми наследниками (причем, многие,
в том числе Тупак Шакур, - и просто физическими детьми). С "пантерами"
их объединял об-реченно-оторванный стиль жизни людей, на что-то
решившихся. И там, и там было прямое действие, беспредел ("the
sky is the limit"), движение навстречу жизни и смерти вразрез
с трусливыми белыми законами. И те, и другие не прятали оружия.
Разница была только в словах, но как тут и стало ясно, слова были
лишь приправой.
Меня обязательно убьют", - спокойно говорил Хью Ньютон (и,
кстати, ошибался). Двадцать лет спустя ту же фразу произнес в интервью
Снуп Догги Догг - тоже, конечно, ри-совался, но стилизацией это
не было: никакое другое музыкальное течение на свете не могло похвастаться
таким количеством грабежей, изнасилований, убийств и арестов, какое
выпало на долю гангста-рэпа. После гибели Тупака Шакура критика
назвала его Малькольмом Икс наоборот: Малькольм начинал как бандит,
а умер революционером; Тупак вырос в семье "пантер" -
а убит был в мафиозной разборке. Мораль: гангста - это сегодняшняя
революция...
(OLD SCHOOL\NEW SCHOOL - ПРОТИВОССТОЯНИЕ)
В 1990 году "N.W.A." не поделили
каких-то бабок и развалились, выпустив на волю трех гангста-звезд
- Eazy-E, Dr.Dre и Ice Cube (Продюсером группы был DJ Yella). Пару
лет спустя Доктор Дри вместе с отпетым бандитом Мэйрионом "Suge"
Найтом организуют глав-ный гангста-лэйбл "Death Row Records",
который станет взлетной полосой для Снупа и Ша-кура. В первый же
год существования "Death Row" заработал 60 миллионов долларов,
даль-ше - больше. В 1996-ом статистики подсчитали, что индустрия
гангста-рэпа имеет уже миллиардный (!) годичный оборот.
Для белой Америки все это было таким же подарочком, как и для гарлемских
плясу-нов. Невозможно себе представить большую пощечину системе
политкорректности, чем ли-рика гангсты, - открытый расизм, антисемитизм,
сексизм, классовая ненависть, да еще и не-любовь к геям - и все
это в самых сильных выражениях. И как назло все это негры поют.
Бе-лого-то бы давно засудили, а черную обезъяну за "talking
shits" не посадишь - расизм полу-чится. Единственный случай,
когда рэпер Лютер Кэмпбел ("2 Live Crew") был арестован
за тексты, кончился жутким скандалом. А при первых же попытках консервативных
конгрессменов и техасской ковбойщины заставить музыкальных воротил
отказаться от контрактов с "Death Row Records" вся белая
журналистика обвинила их в расистской цензуре. На журна-листов-то,
может быть, и наплевали бы, но после страшного черного мятежа 1992
года (вы-званного оправданием белых полицейских, избивших негра
Родней Кинга), когда в Лос-Анжеллесе было убито 58 человек, и городу
был нанесен миллиардный ущерб, власти связы-ваться с черными боялись.
Они бы и вовсе сделали вид, что не замечают этих уродов, бормочущих
что-то на сво-ем непонятном английском, если бы все не знали той
парадоксальной правды, что гангста - это музыка для белых. 70 процентов
ее слушателей - белые подростки, а если брать не только Америку
- так и вовсе подавляющее большинство.
Олд-скул слушали в основном жители гетто - во всяком случае, в его
золотые време-на. Старый рэп был внутренней функциональной музыкой
черной общины - и оторвавшись от этой почвы, он тут же растерял
всю энергию. Веселый парень в трениках - это был не тот образ Себя,
который негр хотел показать другому. Гангста родилась как имидж.
Это не было показухой - во всяком случае, не большей показухой,
чем любое искусство. В сущности, это был тот же самый ритуал - священная
игра, участники которой понимают всю ее условность, но играют всерьез,
живут и умирают по-настоящему - чувствуя, что Господь тоже играет
в эту игру и именно в ней высшая реальность и адекватность.
В общем-то, антиполиткорректный дискурс гангсты был такой же ритуальным
ко-щунством, как и dozens, только собеседником была белая Америка.
Ее надо было задеть за живое. Собственно, потому гарлемские ветераны
и не поняли комптонских новобранцев - те обращались не к ним.
"Черных Пантер" называли порождением массмедиа. Ведь,
не напиши газеты о дерз-кой выходке Хью, - кто бы о нем узнал? Гангста-рэп
тоже был таким детищем - вернее, белая пресса, мусолящая подробности
скандалов, была тем самым сакральным партнером. (Для популярности
старого хип-хопа никаких медиа не требовалось - до 80-х годов радио
и TV глухо о нем молчали.)
Основным потребителем гангсты была не просто белая молодежь, а белая
молодежь из пригородов - коренной WASP, никогда не бывавший в гетто,
заворожено слушал о "drive-bys" - так же, как смотрят
подпольное видео, показывающее реальные убийства. Не то чтобы черные
музыканты демонстративно умирали и насиловали перед телекамерами,
но такой их стиль жизни имел смысл только в контексте жизненного
стиля всей остальной Америки. Предсмертный альбом Тупака Шакура,
проданный в трех миллионах копий, назывался "All Eyez on Me"
- "Все Взоры на Меня". И это было не бахвальством, а ритуальным
нагнетанием ритма.
(ВОЙНА ПОБЕРЕЖИЙ)
Тем временем неприязнь между Восточным и Западным
Берегом и правда нарастала, пока не вылилась в скандальную войну
субкультурных группировок - "East Coast/West Coast war"
- чреду взаимных опусканий в песнях и интервью, достигшую кульминации
в 1996 году после альбома Айс Кьюба "Bow Down". За два
года до того Тупак Шакур был тяжело ранен пятью выстрелами нью-йоркских
бандитов, позарившихся на его тяжелые голды. Тупак об-винил в нападении
местную рэп-звезду Бигги Смола (Notorious B.I.G.) - и затем основательно
проехался по нему не в одной песне, например в "2 of Amerikaz
most wanted", "Hit 'em up", и т.д. (Выяснять отношения
в жанре "battle" уже никому не приходило в голову - читать
dozens большинство рэп-звезд давно разучилось).
7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом Найтом
возвращались с боксерского матча (смотрели на своего кореша Майка
Тайсона). Даже в этот последний день, прямо на пороге зала Тупак
успел подраться с двумя какими-то нигерами. Потом они с Най-том
сели в машину и поехали в клуб 662, где у них было запланированно
выступление, на светофоре к ним подкатил белый кадиллак, опустил
стекла и расстрелял из автоматов. Через неделю Тупак скончался.
Спустя полгода после убийства Шакура точно такой же смертью погиб
Бигги Смол...
Жертва была принесена, обряд завершался. Война Запада и Востока
потухла. Белые подростки, нутром понимающие смысл этого ритуала,
стали нарасхват покупать посмертные записи ("The 7 day theory"
Шакура и "Live after Death" Ноториуса) со своей строны
жертвуя папиным долларом. Это сильно напоминало африканскую традицию
давать усопшим деньги на дорогу. "Have a party at my funeral!"
- "Попляшите у меня на похоронах!" - читал Тупак. Пляски,
разумеется, устроили, но костер гангста-рэпа уже догорал.
(ИТОГ)
Стиль-то, конечно, останется и наверняка нас всех переживет. Клешированная
тематика гангсты очень быстро породила умельцев вроде Паффа Дэдди,
впаривающих белой мо-лодежи вкусную мелодичную котлету с той же
тематикой и пафосом, но без крови и мяса.
Естественно, серьезная Америка таких ритуалов не понимала, боялась
и вела себя су-етливо. Джордж Буш обвинял гангста-рэперов в подстрекании
беспорядков, Боб Доул тоже что-то мычал про опасные тенденции. В
принципе, все вашингтонские бонзы что-нибудь та-кое сказали бы,
если б политкорректность позволяла, - но белым приходилось помалкивать.
Поэтому главными врагами гангста-рэпа стали престарелые черные политканы
из "Black Nation Leadership" и "National Political
Congress of Black Women" - организаций, возникших еще в 60-х
годах в рамках Движения за гражданские права. Особенно свирепствовала
важная старуха др. Делорес Такер - главная баба яга хип-хопа, бывшая
в 60-х соратницей Мартина Лютера Кинга. Всем журналистам она показывала
старое фото над столом, где они с Кингом, молодые, ведут по улицам
мирную черную демонстрацию. "Мартин бы меня обязательно поддержал!"
- говорила старуха репортерам. А доктор Кинг глядел куда-то сквозь
них и рассеяно улыбался.
=======================================================================
Вот так вот всё и было... конечно тут не рассказано
о Тупаке и Бигги, которые действительно сделали современный рэп.
Но и цель была иная... Как зародился Хип-Хоп
|